Кругобайкальская железная дорога заброшенная дорога царского времени на берегу озера Байкал. Потрясающее антуражное место интересное любому туристу.
Озеро Байкал является одним из популярных и величайшим по масштабам и значимости для всех туристов местом России, однако многие не знают о существовании железной дороги, построенной по берегу этого озера вначале 20-го века — Кругобайкальской железной дороге (КБЖД).
По приказу Царя Николая II ее строительство было начато в 1902 году и представляло собой сложный инженерный и технический процесс. На момент строительства Кругобайкалка, как называют ее в народе, имела стратегическое значение в переброске армии и военного снаряжения в период предшествующий Русско-японской войне. Еще при Александре III была начато строительство транссибирской железнодорожной магистрали продолжением которой вокруг Байкала и стала КБЖД. Когда-то КБЖД входила в состав Транссиба её путь пролегал вдоль левого берега Ангары до берега Байкала и огибал южный берег озера.
Титанический труд был проделан как проектировщикам, изыскателями, так и рабочими, которым пришлось в тяжелых условиях, характерных для этого региона, не просто строить железную дорогу, а прорубать тоннели в скалах, сооружать насыпи по берегу озера, где будут проложены пути.
Еще в начале века Кругобайкальской железной дороге дали название Золотая пряжка, во первых потому как она соединяла Транссибирскую магистраль, а во вторых оказалась самой дорогостоящей железной дорогой в России и даже за ее пределами.
Сегодня западная часть огибающая берег Байкала составляет 89 километров и проходит по маршруту Слюдянка -2-Култук-Маритуй — Байкал. На этом участке было прорублено 38 тоннелей в скалах, создано 248 мостов, 3 железобетонные галереи, 268 подпорных стенок на которых держаться железнодорожные пути. Уникальность всех строений этой железной дороги в том, что за все время существования они не были перестроены и сохранили первоначальный замысел архитекторов.
Не смотря на всю уникальность и основательность строительства данной дороги, участок проходящий по горному берегу озера от станции Байкал до станции Култук был закрыт в середины 70-ых годов из за частых обвалов, опасности сходов селей, возможных землетрясений. Также учеными геологами было отмечено, что в скалах образовалось большое количество трещин в результате взрывов поэтому дополнительное укрепление не решит проблему обвалов.
Позже надобность в данном участке дороги пропала в связи со строительством новой дороги от Иркутска по долинам рек Олха и Иркут до железнодорожной станции Слюдянка.
Сейчас КБЖД является отличным рукотворным памятником, который необходимо обязательно посетить в путешествии по Байкалу.